Типы родительской любви.Известный детский психотерапевт, специалист в области
детско-
Типы родительской любви.
Известный детский психотерапевт, специалист в
области детско-родительских отношений, А.С. Спиваковская выделяет восемь типов
родительской любви.
Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).
Формула семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок был
счастлив, и буду помогать ему в этом. действенная любовь включает активное
внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое
эмоциональное отношение.
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая
дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: смотрите, какой у
меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним.
Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это
сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.
Действенная жалость (симпатия, близость, но
отсутствие уважения). Формула такова: хотя мой ребенок недостаточно умен и
развит, но все равно я его люблю. для этого стиля характерно признание
действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом
развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не
веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.
Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение,
большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: нельзя винить моего
ребенка в том, что он недостаточно умен и развит. Родителям свойственно не
вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его
наследственностью, условиями рождения. Они как бы признают за ребенком право на
неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это,
не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем
мире.
Отвержение (антипатия, неуважение, большая
дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его
формула: ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела. Родитель холоден и
неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.
Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция
в общении). Такое отношение соответствует формуле: я мучаюсь и страдаю от того,
что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим. Родитель обычно не
замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то
же время мучительно переживает свою связь с таким. Неудачником для родителей
характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности
специалистам для исправления.
Преследование (антипатия, уважение, близость).
Формула: мой ребенок негодяй, и я докажу ему это! Родители пытаются строгостью
и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к
воспитанию общественности. Однако, наряду с внутренней убежденностью, что их
ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы
и воли.
Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в
общении). Родители живут по формуле: я не хочу иметь дело с этим негодяем. В
воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали
следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В
поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас
от этого чудовища.
Чаще всего в поведении родителей смешиваются
несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка
на данный момент стала для родителей ведущей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий